Все статьи > Туризм в СНГ > Дальний Восток и Сибирь >>
На Земле мало таких замечательных мест, как Алтай. Это большая горная страна в центре Азии, на территории четырех государств: России, Казахстана, Китая и Монголии. У нас, в России, два Алтая – два субъекта федерации с названием «Алтай»: Алтайский край и Республика Алтай. До 1991 г. они были одним целым: Горно-Алтайская область на правах автономии входила в состав Алтайского края. А теперь каждый субъект демонстрирует свою важность. Но туристов это мало занимает. Их привлекает Большой Алтай – девственный уголок природы на окраине России: высочайшие горы, чистейшие реки, изумрудные озера, местная самобытность и гордые люди.
«Алтай» в переводе с тюркского – «Золотые горы». Вот они-то в первую очередь и манят путешественников. Самые популярные – вершины Северо-Чуйского хребта – Маашей (4173 м) и Актру (4075 м), район Катунского хребта и, конечно, высочайшая вершина Сибири – гора Белуха (4506 м). Но чтобы увидеть их близко, услышать шум и грохот падающих со склонов лавин и камнепадов, полюбоваться их отражением в горных озерах, надо пройти степи и тайгу, заросли карликовой березы, каменные осыпи и завалы. С какой стороны не подойдешь к Белухе, при виде нее охватывает чувство восторга, трепета и восхищения. Староверы, живущие в Уймонской долине, связывают с Белухой предания о Беловодье, стране вечного счастья, стране духовной свободы и справедливости.
На Алтае многие тысячелетия назад селились первобытные люди, зарождалась культура кочевников, появился первозданный язык тюрков. Здесь проходили племена гуннов, «тьмы» Чингисхана, полчища джунгар. На Алтае рождались и умирали азиатские государства – тюркские каганаты. Здесь в средние века проходил Великий шелковый путь. Непременная деталь ландшафта высокогорных степей – многочисленные курганы, каменные изваяния, наскальные рисунки. Уникальны Пазырыкские курганы – могилы родовых и племенных вождей VI–III вв. до н. э. Но мировой сенсацией стали курганы с вечной мерзлотой, в которых сохранились забальзамированные тела людей, предметы из дерева, кожи, войлока и тканей. Десятки таких (пока еще не раскопанных) курганов находятся на высокогорном плато Укок, объявленного зоной покоя. На равнинном Алтае сейчас сплошное строительство.
На месте палаточных городков как грибы растут деревянные жилища, затем их сменяют крепкие дома, а тех, в свою очередь, дворцы со СПА-центрами, бассейнами и боулингами. Каждая живописная гора, водопад или пещера освоены и «прибраны к рукам». Все внесено в рекламные буклеты и прайс-листы: от восхождения на ближайшую гору до походов к таежной отшельнице Агафье Лыковой. Особенно развит подобный туризм в районах озер Ая и Чемала. Но для путешественника серьезного все это лишь «чемоданный отдых». Если он ищет открытий и ярких впечатлений, то его ждет настоящий Алтай – тот, который за Катунью, где величие природы, первозданность и ощущение вечности.
Русские появились на Алтын-Кёле ещё в 1633 году — сюда пришел казачий отряд боярского сына Петра Собанского. У берегов озера казаки разбили отряд местного князька Мандрака. Они и дали озеру название «Телецкое» — в честь племени теле, обитавшего тогда на его берегах. Позже Собанский поставил на берегах озера небольшой острог. Крепость, к сожалению, не сохранилось. Теперь это поселок Яйлю — один из центров туризма. Отдыхающие отправляются отсюда на теплоходах осматривать озеро и его достопримечательности — прежде всего, водопад Корбу на впадающей в озеро одноименной реке и остров Каим в устье впадающего в озеро Чулышмана.
Алтайцы — тюркоязычные племена, относящиеся к монголоидной расе. В их этногенезе принимали участие древнетюркские племена кипчаков, уйгуров, енисейских киргизов (современные хакасы) и монгольские племена. Сами алтайцы делят себя на северных и южных, к которым, в свою очередь, относятся несколько разных племен. Например, к северным алтайцам относятся тубулары, челканцы, кумандинцы и шорцы (они живут в Кузбассе); к южным — алтай-кижи (дословно — «люди Алтая»), теленгиты, телеуты. Их языки и даже внешность несколько отличаются. Сами алтайцы хорошо друг друга различают. Народности же, в свою очередь, делятся на роды (можно сравнить их с кавказскими тейпами) — сеоки.
Во главе каждого сеока стоит избираемый духовный лидер — зайсан. Кстати, один из зайсанов, живущий в Чемале — Александр Бардин — организовал в своем селе рассчитанный на туристов этнографический центр, в котором можно познакомиться с алтайской культурой, да и с самим зайсаном. В путешествии по Алтаю вы поневоле будете сталкиваться с проявлениями религиозных представлений алтайцев. Например, возле дорог или просто посреди степи часто попадаются обоо — насыпанные пирамиды из камней. В камни втыкают палки, на которые повязывают ритуальные ленточки — кыйра (другое название — дьялама). Обоо имеют ритуальный смысл — ими отмечают особо священные места. Подобные обычаи есть у всех степных народов.
Опубликовано: 6 декабря 2011
Текст: Александр Юдин